Философский словарь

Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения: Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою — То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

страха ТЕОРИЯ

В результате изучения данной главы студент должен: Страх создал богов С религиозной точки зрения появление религии вполне объяснимо: Хочет он этого или не хочет, — пишет архиепископ Иоанн Сан-Францисский.

Теория страха. Была выдвинута в древне Греции: «Религия произошла из чувства страха перед грозными предметами и явлениями природы». Другими .

Другими словами, религия была произведена теми, кому она была так или иначе полезна. Совершенна очевидна польза религии жрецу. К законодателя в деле измышления религии присоединяются мыслители, побуждаемые желанием утвердить в народе те научные идеи, художественные понятия и нравственные нормы, авторами которых были они сами, утвердить, придать им религиозное освящение.

Теория страха Была выдвинута в древне Греции: Другими словами, эта гипотеза утверждает, что душевным источником религии является чувство страха перед грозными явлениями природы. Это утверждение основывается на грубом смешении чувств, имеющих совершенно различный характер. Между обыкновенным страхом и страхом перед Богом, который иначе называют благоговением, существуют качественные различия. Основным элементом обыкновенного страха является чувство грозящей опасности, за которым следует стремление от этой грозящей опасности освободиться, удалиться от опасного предмета, если же от опасного предмета так или иначе отстраниться невозможно, остается простое сознание своей беспомощности, сопровождаемое чувством тоски.

Совершенно иной характер имеет чувство благоговения, с которым человек относится к предметам религиозного почитания. Чувство благоговения относится не к предметам природы самим по себе, а к сверхчувственным существам, духам, которые предполагаются за этими предметами. Ясно отсюда, что между благоговение и простым страхом нет по существу ничего общего, и поэтому отождествление этих принципиально разнородных чувств и попытки объяснить происхождение религии при помощи этого отождествления представляют собой грубую ошибку.

Анимистическая теория Она считает, что религия возникла у первобытных людей при объяснении своих сновидений.

- открытая библиотека учебной информации

Одушевляя и олицетворяя страшные и непонятные ему силы см. Анимизм , индивид, по мнению представителей С. Фетишизм, — писал, напр. О страхе перед слепой силой капитала, как корне совр.

Его используют в религии и СМИ, в экономике и политике, в психологии и теории о страхе как основном источнике религии считается.

Религия в системе культуры Название: Религия в системе культуры Тип: Определение, происхождение, сущность религии 2. Место религии в культуре: Христианская культура Список использованных источников 1. Определение, происхождение, сущность религии Все религии основываются на вере в существование сверхприродного мира и души человека. Человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Практически во всех европейских языках латинское слово не переводится, и в русском языке оно также существует в его первоначальной, латинской форме.

Но оказывается, что и сами древние римляне не знали истоков этого слова. У поздних латинских авторов даже возникали споры и недоумения относительно происхождения слова . В Древнем Риме существовали четыре версии относительно происхождения слова : Для римлянина была важна прежде всего культовая сторона религии. Это определение используется чаще.

страха Теория - это...

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа".

С учетом «теории страха» в объяснении происхождении религии обоснована возможность выдвижения «теории любопытства» и «теории удивления».

История религий как наука Научное изучение истории религий как древнего, так и современного мира началось сравнительно в очень недавнее время. Почти до начала столетия ученые, по-видимому, не вполне мирились с мыслию, что многочисленные религии, исповедовавшиеся и исповедуемые различными народами, заслуживают того, чтобы быть предметом самостоятельного исторического изучения. Причина этого заключалась отчасти в той религиозной нетерпимости, которую часто обнаруживали европейцы до начала прошлого столетия по отношению ко всем нехристианским религиям.

Религиозная истина может быть только одна, и она во всей полноте выражена в христианстве; все прочие религии, особенно языческие, представляют собою грубое суеверие, которое менее всего достойно научного изучения: Изучение ложных религий казалось чем-то греховным, какою-то изменою христианству; здесь видели даже опасность для слабых и неустойчивых душ, которые могут, дескать, увлечься гибельною ложью язычества. Но и помимо этих религиозных причин история религий до прошлого столетия не могла быть предметом особой самостоятельной науки вследствие отсутствия надлежащего материала.

Краткие сведения, заключающиеся в сочинениях греческих и римских писателей о религиозных верованиях древних народов, представляли слишком скудный, разрозненный и мало надежный в научном отношении материал, чтобы на основании его можно было строго научно изложить историю религий. Только с прошлого столетия началась дружная и кропотливая работа по изучению религиозных памятников различных народов.

Богатая религиозная письменность индусов, китайцев, древних персов, буддистов, не говоря уже о греках и римлянах, была переведена на европейские языки, систематизирована и освещена путем разнообразного рода исторических справок. Применение метода естественных наук и в этой области дало самые плодотворные результаты; путь тщательного анализа и изучения самых мелочных подробностей, относящихся к той или другой религии, привел к тому, что, может быть, и сами древние исповедники, например, ведийской религии, не имели такого основательного знакомства с своими религиозными верованиями, какого достигли современные нам исследователи ведийской литературы.

Реферат: Религия в системе культуры

Религия и страх Вероятно, в основе большинства религий лежит страх перед потусторонними силами. Отчего я охвачен ужасом? В Священном Писании мы читаем: Одна из функций религии — забота о спасении. От чего же мы хотим спастись?

Человек и религия: что фиксируют приборы в момент молитвы Теория управления страхом смерти также подразумевает, что.

Ведь если религия возникает на определенном этапе развития общества, то, значит, человечество по своей сути безрелигиозно, и в будущем оно тоже может жить без религии. Любая же религия, и в т. Человек неразумный не глупый, а именно полностью лишенный разума как способности мыслить, хотя бы в зачаточной степени — это не человек, так же и человек нерелигиозный, утверждаем мы, это человек, лишенный своей важной сущностной составляющей.

Но почему все же нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что религия возникает на определенном этапе развития человека? Ведь не дискредитирует же науку тот факт, что она возникает достаточно поздно: Наоборот, это возвышает науку, ведь столь глубокие истины, которые открывают современные ученые, не могут быть понятны человеку необразованному, каким он был тысячелетия назад.

Гравюры Гюстава Доре

Основные теории происхождения религии Проблема происхождения религии имеет два основных подхода: Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в сознании и возникновение религии обусловлены тем, что есть Бог, который создал мир мир имеет начало и конец , природу, человека. Бог влияет особым образом на человека, а человек способен при определенных условиях воспринимать это влияние, общаться с Богом. Приводятся и доказательства бытия Бога. Онтологическое доказательство сформулирован блаж.

И теологом Ансельмом Кентерберийским в.

Понятное объяснение новой научной теории о появлении культуры, вещь, как «Теория управления ужасом» (или «Теория управления страхом»). которые предлагают буквальное бессмертие: религия и вера в.

Но что означает страх перед природой? Как правило, те условия существования, в которых люди живут с самого рождения, они воспринимают как вполне естественные и поэтому совсем нестрашные. Напротив, если человека привезти в непривычные условия, то тогда ему будет страшно. Если бы современный человек оказался в тех условиях, в которых жил древний человек, то ему действительно было бы страшно — без современного оружия, транспорта, средств связи и т. Современный человек боится ничуть не меньше, чем человек древний.

Но жить в мире и бояться постоянно невозможно. Поэтому человек к этому миру привыкает, приспосабливается, а не придумывает себе Бога. Конечно, страх всегда был одной из причин, приводившей людей к вере. Редко какой человек в минуты опасности, угрожающей его жизни, не вспомнит о Боге и не призовет Его на помощь. Но здесь речь идет о возвращении к вере в Бога, а не об изобретении Его. Тем более что нецерковный человек, когда опасность минует, забудет о своем обращении к Богу.

13. Религия и страх

Насколько состоятельна теория, объясняющая религию страхом перед природой? Рассказывает Виктор Петрович Лега. Вечность или этап эволюции?

Православие — не религия страха / Мониторинг · Запад внушает страх перед"закордонным" исламом: Теория страха - Баскетбол -

Иначе говоря, предполагается существование в историческом прошлом периода безрелигиозного человечества: Казалось бы, несостоятельность теории возникновения религии в ходе антропологического развития исключает необходимость рассмотрения предположений о причинах ее возникновения в силу отсутствия у такого рода предположений реальной основы.

Однако эти, весьма разнообразные, нередко взаимопротиворечивые предположения и теории были широко распространены среди мыслителей, ученых и, конечно, общественности в течение столь длительного времени, что приобрели необоснованную популярность. Кроме того, если способность к религиозным переживаниям и ее глобальная реализация на основе Откровения свойственна человечеству в целом, то становление религиозности в индивидуальном плане — реальность нашего, как и всякого другого времени.

Оба эти обстоятельства обусловливают целесообразность критического обозрения подобных гипотез, с тем чтобы иметь возможность убедиться в несостоятельности каждой из них в отдельности и получить еще большие основания для критического отношения к идее позднего возникновения и образования религиозных представлений, какие бы причины этому возникновению ни приписывались. Одна из древнейших версий происхождения религиозных представлений усматривает их причину в изобретательности жрецов, источником благосостояния которых эти религиозные представления являлись.

Жрецы якобы придумали богов и, создав сложный ритуал богослужений и жертвоприношений, монополизировали его, эксплуатируя человеческое невежество и доверчивость. Сообщниками жрецов объявлялись также вожди и старейшины соответствующих племен, отчего сама теория нередко называется политико-теократической. Несмотря на то, что так называемый научный атеизм давно от версии сознательного обмана отказался, она до сих пор бытует среди людей, примитивно-враждебно настроенных против религии: Несостоятельность версии сознательного обмана становится очевидной уже при осмыслении факта, что жрецом человек не рождается, а становится в условиях наличия религиозной ситуации, то есть религия является по отношению к жреческому сословию чем-то первичным, что неизбежно порождает жречество.

Гипотеза эта оставляет открытым вопрос, как у самих жрецов и правителей могла возникнуть идея о сверхъестественном, то есть о Боге или божествах.

ИСТИННАЯ КОНЦОВКА